1 ШАГОпределяем подсудность, находим нужный суд.Одним из важных условий для подачи иска, заявления или жалобы является точное определение подсудности. В большинстве случаев нужно обращаться в суд по адресу проживания ответчика. Для некоторых категорий дел (алименты, защита прав потребителя и т.д.) можно обращаться в суд по своему месту проживания.
В иске, заявлении или жалобе всегда указывается судебный орган, в который вы обращаетесь. Для подачи электронных документов нужно найти сайт этого суда в интернете или через ГАС Правосудие.
В форме поиска можно указать точное название суда или выбрать его из списка. Также в системе есть графическая карта, на которой отражены все судебные органы России.
Если вы будете заполнять форму обращения не на сайте суда, а через ГАС Правосудие, там тоже можно выбрать судебные орган в выпадающем списке.
2 ШАГГотовим документы (сканы)Нужно обязательно выполнить требования по качеству, размеру и формату файлов. Вот основные требования:
- скан-копии нужно сделать в формате .pdf, снять в настройках файла ограничения на копирование;
- при сканировании нужно делать изображение черно-белым или серым (в цвете документы можно направить, если это важно для рассмотрения спора);
- при сканировании нужно выставить масштаб 1:1, качество изображения должно быть 200-300 точек на дюйм;
- объем каждого файла не может превышать 30 Мб;
- для каждого файла нужно правильно указать наименование, чтобы оно раскрывало суть документа.
Обязательно проверьте, чтобы на отсканированных документах были видны все обязательные реквизиты (подпись, печать). При их отсутствии заявление не примут.
3 ШАГ"Подписываем" документыЛюбой документ, поступающий в суд, должен быть подписан заявителем. Для подписания и направления электронного заявления можно использовать один из двух вариантов:
- ЭЦП — подпись оформляется через удостоверяющие центры, позволяет подписать электронный документ или заверить его скан-копию, оформляется в виде сертификата ключа, выдается на цифровом носителе (например, на usb-флешке), срок действия - до 12 месяцев, для физических лиц оформляется за 1-2 дня, ориентировочная стоимость - от 2 до 5 тысяч рублей;
- учетная запись Госуслуг (ЕСИА) — позволяет только заверить скан-копии документов, но этого обычно достаточно для обращения в суд.
4 ШАГЗаполняем форму на сайтеНужно правильно заполнить форму, прикрепить все документы и скан-копии. Основные личные данные будут подставлены автоматически, но рекомендуем внимательно проверить свои личные данные на предмет ошибок. Например, если вы меняли паспорт по достижении определенного возраста, могут отразиться старые данные.
Также в форме онлайн-обращения нужно заполнить следующие разделы и строки:
- суть обращения — выберите из списка подачу иска или другого документа;
- способ обращения — в данном случае нужно выбрать «лично» или «через представителя» (на представителя данные заполняются отдельно, а в перечне документов должна быть скан-копия доверенности);
- судебный орган — выберите из перечня суд, в который подаются документы;
- суть заявления — в данном разделе прикрепляется основной документ (иск, заявление, жалоба), описывается его название;
- документы — нужно поочередно прикрепить каждый отсканированный документ, указать его название и суть;
- оплата пошлины — загружается копия документа об оплате госпошлины (если за подачу документа не предусмотрена пошлина, ничего прикреплять не нужно);
- формирование заявления — здесь нужно еще раз проверить данные и прикрепленные документы, подтвердить их отправку в суд.
5 ШАГОтправьте заявление6 ШАГКонтролируем получение документовДо того, как документы поступят судье, их проверит система. Проверяются технические параметры файлов, заполнение всех обязательных реквизитов и строк. Если будут выявлены нарушения, система сформирует технический отказ в приеме обращения. Это означает, что вам придется заново заполнять форму, чтобы добиться результата.
Технический отказ не означает, что ваш иск отклонен. Система выявила нарушения, после устранения которых судья рассмотрит документы и возбудит дело. Причины технического отказа можно посмотреть в истории обращений.
В системе ГАС Правосудие есть возможность проверить статус обращения. Перейдите в раздел «ИСТОРИЯ ОБРАЩЕНИЙ», посмотрите на статус вашего заявления. Если техническая проверка прошла успешно, в статусе будет указано «ОТПРАВЛЕНО В СУД».
Когда документы зарегистрируют в суде, соответствующий статус тоже появится в истории.
7 ШАГКонтролируем возбуждение делаЕсли все в порядке, суд выносит определение о возбуждении дела. В онлайн-системе будет открыта карточка дела, с которой стороны могут работать на протяжении процесса.